Новости проекта
Внесение изменений в личные данные
Важная информация
Выставка "Образование и карьера 2020"
«Учитель для Беларуси»
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 56 человек

Методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися

Дата: 19 ноября 2018 в 11:35

Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 20.07.2018 №05-01-21/6205/дс/____________

Методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися

в учреждениях образования

Общие положения

Методические рекомендации разработаны в целях реализации положений Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон) и повышения эффективности деятельности субъектов профилактики при организации и проведении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних.

Методические рекомендации определяют порядок организации и проведения индивидуальной профилактической работы (далее – ИПР) в отношении несовершеннолетних в учреждениях образования.

Согласно Закону индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-психолого-педагогической реабилитации или предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений[1].

В отношении воспитанников специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательного учреждений ИПР проводится в рамках реализации Программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания[2].

Термины и их определения, применяемые в настоящих методических рекомендациях, употребляются в значениях, определенных Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом, а также законами Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «Об оказании психологической помощи», от 4 января 2014 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

Также в методических рекомендациях используются следующие термины и их определения:

профилактика – комплекс социальных, психологических, педагогических и иных мероприятий, направленных на воспитание позитивно ориентированной личности, формирование культуры здорового образа жизни, ценностных ориентаций, укрепление психического здоровья несовершеннолетних, формирование у них навыков конструктивного взаимодействия с окружающими, развитие коммуникативных способностей;

программа индивидуальной профилактической работы – программа помощи несовершеннолетнему и его родителям (законным представителям), которая составляется и реализуется в учреждениях образования, формируется на основе психологической и социально-педагогической диагностики несовершеннолетнего с учетом его потребностей и направлена на преодоление противоправного поведения несовершеннолетних. Программа содержит конкретные мероприятия, сроки их проведения и определяет ответственных исполнителей.

Законом внесены изменения в организацию ИПР в отношении несовершеннолетних, а также введены новые термины и их определения.

В соответствии с Законом:

понятие «несовершеннолетние, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних» заменено на понятие «несовершеннолетние, с которыми проводится ИПР»;

ИПР проводится разными субъектами профилактики в отношении различных категорий несовершеннолетних, в конкретные сроки[3].

Обращаем внимание, что ИПР в отношении несовершеннолетнего осуществляется со дня получения учреждением образования документа[4], являющегося основанием для ее проведения, а именно:

заявления несовершеннолетнего либо его родителей, опекунов или попечителей;

приговора, решения, постановления или определения суда;

постановления комиссии по делам несовершеннолетних, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел..

ИПР в отношении несовершеннолетнего прекращается по решению[5] руководителя учреждения образования при наличии следующих оснований: истечение срока проведения ИПР (в зависимости от категории несовершеннолетних); достижение несовершеннолетним возраста восемнадцати лет; избрание меры пресечения в виде заключения под стражу; осуждение к наказанию в виде ареста или лишения свободы; в случае смерти, а также в определенном законодательством порядке объявления умершим либо признания безвестно отсутствующим.

Порядок рассмотрения материалов, поступивших в учреждение образования из органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

При поступлении в учреждение образования документа, являющегося основанием для проведения ИПР в установленном законодательством[6] порядке, заместитель директора по основной деятельности (учебной, воспитательной, учебно-воспитательной работе) совместно со специалистами социально-педагогический и психологической службы (далее – СППС), классными руководителями (в учреждениях общего среднего образования), кураторами, мастерами производственного обучения, воспитателями общежития (в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования) в течение 10 календарных дней организует:

изучение особенностей семейного воспитания несовершеннолетнего, в отношении которого проводится ИПР;

проведение консультаций с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями) с целью выявления проблем и особенностей взаимоотношений между членами семьи и условий и путей для восстановления потенциала развития и саморазвития личности несовершеннолетнего;

проведение психологической и социально-педагогической диагностики, выражающейся в оценке индивидуально-психологических свойств, качеств личности несовершеннолетнего и направленной на выявление его психологических проблем и факторов социальной среды, влияющих на поведение и состояние несовершеннолетнего.

Педагог-психолог при проведении диагностики обязан использовать комплекс диагностических методик, направленнных на изучение акцентуаций характера, индивидуальных особенностей, эмоционального состояния несовершеннолетнего; уровня обучаемости; уровня тревожности и сниженного настроения (субдепрессии); оценку склонности к агрессивному поведению; изучение ценностных ориентаций; диагностику мотивации учения и внеучебных интересов; изучение направленности личности (интересов и склонностей) и др.

Педагогу социальному при проведении социально-педагогической диагностики рекомендуется использовать как педагогические методы (наблюдение, анализ, изучение личности подростка, его родителей (законных представителей, а также социального окружения), так и социологические (анкетирование, проектирование, интервью, социальное проектирование).

Обращаем внимание, что в случае выявления несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации[7] и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья несовершеннолетнего.

Требования к содержанию программы индивидуальной профилактической работы и реализации ее мероприятий

Программа индивидуальной профилактической работы (далее – программа) является системообразующим компонентом процесса ИПР с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями), разрабатывается с учетом характера совершенного противоправного деяния, диагностики личности несовершеннолетнего, предполагает промежуточный и итоговый анализ результатов по форме согласно приложению 1 к настоящим методическим рекомендациям.

К разработке проекта программы целесообразно привлекать законных представителей несовершеннолетнего, которые наряду с педагогами являются участниками реализации ее мероприятий.

По результатам диагностики определяется актуальность проблемы и, опираясь на полученные результаты, подбираются методы, формы и средства оказания социально-педагогической поддержки и психологической помощи несовершеннолетнему.

При составлении программы следует учитывать особенности возраста несовершеннолетнего, специфику психофизического развития. Важно учитывать особенности протекания возрастных кризисов, в частности, подросткового, проявлениями которого являются упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям.

Программа должна предусматривать вовлечение несовершеннолетнего и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем. В разработке программы принимают участие социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители (в учреждениях общего среднего образования), кураторы, мастера производственного обучения, воспитатели общежитий (в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования), родители (законные представители) и иные заинтересованные.

Индивидуальные и групповые занятия с несовершеннолетним должны проводиться не реже 1-2 раз в неделю, длительность занятия – от 45 минут до 1 часа.

Групповые занятия (консультации, семинары) для родителей (законных представителей) проводятся не реже 1 раза в месяц, длительность занятия зависит от применяемой методики и составляет от 45 минут до 2 часов.

Консультации специалистами СППС проводятся с целью предоставления несовершеннолетнему, родителям (законным представителям) и педагогическим работникам информации по вопросам, связанным с развитием и поведением ребенка. Консультации проводятся по мере необходимости, продолжительность их составляет не менее 30 минут.

Считаем необходимым включать в программу порядок взаимодействия учреждений образования и инспекции по делам несовершеннолетних                 (далее – ИДН) в случае отсутствия учащегося на учебных занятиях.

Учреждение образования в течение дня обязано информировать ИДН по месту фактического проживания об отсутствии на занятиях учащегося, с которым субъектами профилактики проводится ИПР.

В отношении родителей (законных представителей) иногородних учащихся учреждений профессионально-технического или среднего специального образования, вспомогательных школ-интернатов, специальных общеобразовательных школ-интернатов реализуются мероприятия во взаимодействии с социально-педагогическим центром (далее – СПЦ) по месту жительства родителей (законных представителей).

Для разработки программ рекомендуется использовать учебно-методические пособия и иные издания, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь, перечень которых представлен на Национальном образовательном портале (www.adu.by/ Организация воспитания).

Организация индивидуальной профилактической работы

Информация об организации ИПР с несовершеннолетним рассматривается на заседании совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – совет профилактики) в течение 14 календарных дней со дня поступления в учреждение образования документа, являющегося основанием для проведения ИПР

К участию в рассмотрении вопроса о проведении ИПР приглашаются родители (законные представители) несовершеннолетнего. Также могут быть приглашены представители государственных органов, учреждений и иных организаций, которые будут привлечены к реализации мероприятий программы.

На заседании совета профилактики рассматривается проект программы, вносятся необходимые дополнения и (или) изменения, устанавливается периодичность анализа реализации мероприятий программы.

В течение пяти календарных дней после составления программы учреждение образования знакомит родителей (законных представителей) несовершеннолетнего с ее содержанием (под подпись) и представляет им выписку из программы.

Основным критерием при проведении анализа реализации мероприятий программы должна быть сравнительная динамика позитивных изменений в поведении несовершеннолетнего, с которым проводится ИПР.

Индивидуальные, групповые занятия, консультации специалистов СППС регистрируются в журнале учета консультаций участников образовательного процесса. Обращаем внимание, что мероприятия программы классными руководителями, кураторами учебных групп, воспитателями общежитий, регистрируются в соответствующей документации.

В ходе проведения ИПР в отношении несовершеннолетнего к программе приобщается информация, поступившая из органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содержащая сведения о несовершеннолетнем.

Например, копии постановлений комиссии по делам несовершеннолетних; информация о занятости, успеваемости и другая информация, характеризующая образ жизни и поведение несовершеннолетнего.

Обращаем внимание, что в случае принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних о проведении комплексной реабилитации несовершеннолетнего, в отношении которого повторно в течение одного года рассматриваются материалы по фактам потребления им наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива (с которым на данный момент реализуется программа ИПР) необходимо организовать работу в соответствии с нормативными правовыми актами и инструктивно-методическим письмом, регулирующими вопросы комплексной реабилитации. Обращаем внимание, что при разработке предложений по мероприятиям первичной, основной, завершающей индивидуальной реабилитационной программы целесообразно включать мероприятия программы ИПР, которые не выполнены на день разработки для направления их в СПЦ либо в детское интернатное учреждение.

Одновременно специалисты СППС учреждения образования, в котором обучается несовершеннолетний и где в отношении него проводится ИПР, передают копии программы, психологической характеристики обучающегося, аналитических справок о результатах проделанной работы, иные материалы специалистам СПЦ (детского интернатного учреждения), которые будут сопровождать комплексную реабилитацию.

Обращаем внимание, что в случае проживания несовершеннолетнего, в отношении которого проводится ИПР, в общежитии учреждения профессионально-технического или среднего специального образования, во вспомогательной школе-интернате, специальной общеобразовательной школе-интернате и в целях создания эффективной системы профилактики преступлений и иных правонарушений среди несовершеннолетних руководитель учреждения образования по месту обучения несовершеннолетнего может обратиться в СПЦ по месту жительства родителей (законных представителей) несовершеннолетнего с запросом об оказании содействия в организации им психологической помощи, социально-педагогической поддержки и указанием сроков представления информации о выполнении мероприятий.

Обращаем внимание, что работа с родителями (законными представителями) должна проводиться в тесной взаимосвязи учреждения образования и СПЦ с применением разнообразных форм и методов работы, при необходимости могут привлекаться специалисты различных ведомств.

СПЦ при получении запроса от учреждения образования следует организовывать работу с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, направленную на формирование в семьях положительного морально-психологического климата, максимально способствующего гармоничному развитию несовершеннолетнего и коррекции детско-родительских взаимоотношений, недопущению разрыва отношений, что может стать причиной дезадаптации и рецидива.

СПЦ направляет информацию о реализации мероприятий с родителями (законными представителями) в учреждение образования по месту обучения несовершеннолетнего в соответствии с установленными сроками рассмотрения результатов реализации программы на заседании совета профилактики.

Контроль за реализацией программы индивидуальной профилактической работы

При проведении ИПР с несовершеннолетним недопустима эпизодичность взаимодействия педагогических работников с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями) при реализации программы, так как это заметно снижает результативность проводимых мероприятий.

Промежуточные и итоговые результаты реализации программы рассматриваются на заседании совета профилактики по необходимости, но не реже, чем 1 раз в квартал. К заседанию совета профилактики ответственные готовят информацию о реализации мероприятий программы, достигнутых результатах, в случае их отсутствия или низкой эффективности ИПР – вносят предложения по внесению дополнений в программу.

Контроль за проведением ИПР осуществляет заместитель директора по основной деятельности (учебной, воспитательной, учебно-воспитательной работе), который координирует деятельность субъектов профилактики и анализирует деятельность отвественных по реализации мероприятий программы.

Приложение 1

Программа индивидуальной профилактической работы

Фамилия, имя, отчество (если таковое имеется) несовершеннолетнего ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________________________________

Адрес проживания (пребывания) несовершеннолетнего

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сведения о его родителях (законных представителях

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Категория несовершеннолетнего, в отношении которого проводится индивидуальная профилактическая работа__________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Номер и дата поступления документа, являющегося основанием для проведения ИПР_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выявленная проблемная ситуация: ______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мероприятия:

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Исполнитель

Отметка о выполнения

Диагностика

Профилактика и коррекция

Просвещение

Консультирование

Организация досуга ( временной трудовой занятости)

Ожидаемые результаты реализации программы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заместитель директора по воспитательной работе                                           

_______________                 _________________                                           ___________________________

               (дата)                                                  (подпись)                                                                                             (инициалы, фамилия)

Подписи ответственных**:

_______________                 _________________                                           ___________________________

               (дата)                                                  (подпись)                                                                                             (инициалы, фамилия)

_______________                 _________________                                           ___________________________

               (дата)                                                  (подпись)                                                                                             (инициалы, фамилия)

_______________                 _________________                                           ___________________________

               (дата)                                                  (подпись)                                                                                             (инициалы, фамилия)

Результаты реализации программы (по итогам работы)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заместитель директора по воспитательной работе                                          

_______________                 _________________                                           ___________________________

               (дата)                                                  (подпись)                                                                                             (инициалы, фамилия)

**В качестве полноправных участников реализации мероприятий должны выступать родители (законные представители).

    

 

Приложение 2

Информация о несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа по состоянию на «_____»_____________ года

 _____________________________________________________________________________

(наименование учреждения образования)

Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) несовершеннолетнего

Дата рождения

Адрес места жительства

Номер и дата документа, являющегося основанием для проведения индивидуальной профилактической работы

Категория несовершеннолетнего*

Дата принятия решения о прекращении индивидуальной профилактической работы

*Категория несовершеннолетнего указывается в соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

 


[1] Абзац седьмой статьи 1 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

[2] Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 336

[3] Статья 7 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

[4] Статья 6 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

[5] Пункт 92 Постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях»

[6] Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 146 «Об утверждении Положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»

[7] Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утверждены Министром образования Республики Беларусь 14 декабря 2017 г.

[8] Протокол заседания Комиссии по делам несовершеннолетних при Совете Министров Республики Беларусь                           от 17 мая 2017 г. № 33/пр

[9] Пункт 16 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 116 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»

[10] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2017 г. № 487 «Об утверждении Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством»

[11] Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях деятельности учреждений образования по реализации норм Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством», утвержденное 14 декабря 2017 г.

[12] Статья 5 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.