Что могут увидеть педагоги:
- изменение внешнего вида, самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности, - ухудшение работоспособности;
- небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (при том, что ранее было другое);
- частые прогулы (отсутствие на определенных уроках);
- резкие и необоснованные вспышки агрессии;
- рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей, тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла
Что могут увидеть родители:
- изменения настроения, питания, изменения сна;
- изменения в отношении к своей внешности;
- самоизоляцию;
- интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете и т.п.);
- нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов);
- серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.)
Словесные маркеры суицидального риска (высказывания ребенка):
- Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».
- Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
- Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).
- Прощания.
- Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство, это естественный отбор, то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.).
- Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).