Новости проекта
Внесение изменений в личные данные
Важная информация
Выставка "Образование и карьера 2020"
«Учитель для Беларуси»
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 56 человек

Проблема насилия в семье

Дата: 19 ноября 2018 в 11:40

Известно, что семья является для ре­бенка основным связующим звеном между ним и общественным окружением, тем проводником социальных ценностей, которые существуют на сегодняшний день в данном обществе. Проблема насилия и жестокого обраще­ния с детьми является одной из наиболее острых и актуальных. Отмечается, что ко­личество детей, пострадавших в результа­те насильственных, как правило, противо­правных действий, значительно выше, чем видно из данных уголовной статистики. Побои, угрозы и унижения, которым дети подвергаются в семьях и в социальном ок­ружении, в большинстве случаев остаются вне поля зрения правоохранительных и других государственных органов, деятель­ность которых направлена в том числе и на защиту несовершеннолетних от злоупот­реблений, жестокости и насилия. Жесто­кое обращение в любой форме его прояв­ления влияет на развитие ребенка. Оно накладывает отпечаток на физическое и умственное здоровье, на психику и взаи­моотношения в обществе.

Насилие над детьми в семье может быть физическим, психологическим или эмоциональным, сексуальным, а также пренебрежительным к ребенку со стороны семьи. Причины возникновения насилия над детьми видятся в следующем:

• в отсутствии у родителей психолого-педагогических знаний, умений для воспи­тания своих детей, т.е. низкий уровень педагогической культуры;

• незаинтересованность родителей в ду­ховном росте и развитии ребенка, нежела­ние, неумение разобраться во внутреннем мире своих детей;

• низкий уровень педагогической куль­туры родителей влечет за собой незнание ими стилей воспитания детей, в семьях превалирует авторитаризм или чрезмерная опека, жестокость либо вседозволенность, а также противоречивость в применении ме­тодов воспитания;

• антисоциальный способ жизнедеятель­ности, где имеет место наркомания, алко­голизм одного или обоих родителей, про­ституция и др.;

• низкий уровень жизни как результат безработицы, бедности, отсутствия у моло­дых семей собственного жилья; • особенности детей, которые подверга­ются физическому насилию (имеются чер­ты характера, которые провоцируют взрос­лого на жестокие (жесткие) меры);

• будучи жертвой насилия или жесто­кости по отношению к себе в детстве, взрослые применяют его к своим детям и т. д.

Большинство родителей любят своих де­тей и желают им только добра. Но, не­смотря на это, они могут поднять руку на ребенка или по крайней мере не отрица­ют такой возможности, причем наиболь­шую жестокость зачастую проявляют имен­но матери. Возможно, потому что родите­ли видят в ребенке свою собственность и делают с ним все, что захотят; многие ро­дители придерживаются точки зрения: "Меня в детстве били, я ведь вырос и стал человеком"; родители просто не пони­мают всей сложности воспитательного про­цесса.

Семья – та среда, в которой происхо­дит социализация ребенка, где его окру­жают наиболее близкие люди. Но считая ребенка своей собственностью, родители не задумываются над тем, что это свободная, полноправная личность с собственным "Я", своими чувствами, желаниями, осознанием своего места в социуме. Собственностью может быть стол, дом, но не ребенок. Многие родители проходят очень долгий путь к принятию своего ребенка как лич­ности. Для маленьких детей родители вы­ступают в качестве начальных социальных механизмов, предоставляющих своим детям возможность социального, эмоционального и интеллектуального развития. Физи­ческие же наказания, жестокое обращение наносят невосполнимый урон взаимоотно­шениям детей и родителей. Ребенку труд­но осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведе­ния. Он скорее склонен считать, что та­кое наказание это проявление гнева или нелюбви со стороны отца или матери. При этом дети легко теряют веру в доб­рые намерения своих родителей. Обсужде­ние темы физических наказаний в роди­тельских группах наводит на мысли, что чаще всего родители прибегают к побоям из-за невозможности найти другой выход из сложившейся ситуации. Они чувствуют при этом свою беспомощность и полную растерянность. Все время демонстрируя ребенку свою несдержанность, родители не могут научить его самообладанию, не при­вивают ему умения справляться с отрица­тельными эмоциями. Один из нежелатель­ных результатов частого битья – тот, что ребенок начинает видеть в нем способ из­лить накопившийся гнев и разрешить про­блему.

Реакция на побои у детей бывает раз­ной:

• маленький ребенок, которого ударили, начинает плакать все громче и громче;

• ребенок чувствует себя оскорбленным и униженным;

• ребенок чувствует глубокую непри­язнь к своим обидчикам;

• ребенок, которого бьют постоянно, чувствует ненависть к самому себе и ок­ружающим.

Насилие в нашей жизни сегодня на­столько распространено, что мы перестаем его считать насилием. Оно становится нор­мой: от хамства в транспорте до избиения отцом-алкоголиком сына дошкольного воз­раста. Добавим, что СМИ представлен ши­рокий спектр как телепередач, так и пе­чатной продукции, насыщенной сюжетами, пестрящими насильственной тематикой.

В семьях, где возникают трудности с воспитанием детей, наблюдается недостаточ­ный уровень духовных отношений между членами семьи. Они ограничиваются толь­ко деловыми контактами, в результате чего теряется интерес друг к другу, отсутству­ют доверие и интимность отношений отца и матери с ребенком. Дети в таких семь­ях переживают эмоциональный дискомфорт, в них преобладает состояние неудовлетворения, выход из которых – в грубиянстве, лжи, нарушении дисциплины.

Сегодняшние дети очень редко видят своих родителей: отцы в основном зараба­тывают деньги. Дети стремятся к контак­ту с отцами, мечтают работать так, как они. Для многих мальчиков главным кри­терием привлекательности стала именно возможность заработать "большие деньги". Уровень образованности родителей также влияет на характер отношения к детям. Причем есть склонность утверждать, что чем выше образование родителей, тем чаще они применяют методы эмоциональ­ного наказания детей. Родители с более низким уровнем образования чаще практи­куют физические наказания.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.